«Почти 100% заказов собирается в срок» — Анатолий Тесля, Основатель «Оланта». Интеграция интернет-магазина детских товаров с маркетплейсами
Наш клиент, сеть магазинов для будущих мам и малышей «Олант», обратился с задачей — автоматизировать процесс взаимодействия интернет-магазина с маркетплейсами.
На момент обращения в компанию маркетолог «Оланта» вручную подключал, настраивал и выгружал товары на площадки. Мы разработали интеграционное решение, которое помогло сократить ручной труд и ежедневно экономить 3,5 часа рабочего времени маркетолога.
За первые полгода после интеграции с маркетплейсов было сделано более 40 000 заказов, что в 2 раза больше, чем до нее. При этом «Олант» не использует все маркетинговые возможности площадок и такой результат достигается только за счет размещения товаров на маркетплейсах и автоматизации процесса.
На примере Ozon расскажем в деталях о разработке и развитии интеграции с маркетплейсами.
Работа с маркетплейсами до автоматизации
До обращения в нашу компанию «Олант» самостоятельно начал работу с 7 маркетплейсами, которые были выбраны на основе показателей объема и оборота продаж в России.
В список вошли: Wildberries, Ozon, «Беру», Goods, Home Credit, Aliexpress, Joom.
С ростом количества площадок встал вопрос о найме еще 2−3 человек и увеличении расходов на персонал. Однако, это не исключало ошибок, связанных с человеческим фактором.
При обращении в нашу компанию клиент обозначил следующие проблемы при работе с маркетплейсами:
- Добавление единицы товара вручную в excel-файл и его загрузка через личный кабинет маркетплейса.
- Внесение в таблицу данных об одном товаре занимает 10 минут, на каждом маркетплейсе размещается по 3000+ товаров.
- Ручная актуализация цен и информации об остатке товара.
- Ручное отслеживание: нужно заходить и проверять поступающие заказы, переносить их в 1С и менять статус.
- Жесткие условия маркетплейсов по срокам сборки и отмене заказов поставщиком. Превышение одного из показателей влечет бан.
Этапы интеграции
Проанализировав технические возможности и принцип работы маркетплейсов, мы приступили к разработке интеграционного решения. Стоит отметить, что ввиду особенностей каждой площадки схема будет отличаться. Например, для работы с Wildberries не требуется автоматизация процесса, поэтому «Олант» успешно работает с площадкой вручную.
1. Написание ТЗ
Написали техническое задание и сделали декомпозицию объемных задач для оценки сроков.
Синхронизацию каталога разбили на подзадачи:
- описание методов API;
- функционал экспорта товарных позиций;
- функционал синхронизации данных у товаров;
- синхронизации цен и остатков.
2. Разработка
На этапе разработки мы описали методы взаимодействия с API, а также написали функционал взаимодействия между системами.
Рассмотрим на примере маркетплейса Ozon, какие работы были проведены на данном этапе:
- Написали функционал для работы с API маркетплейса;
- Создали классы для выборки и обработки данных из интернет-магазина для последующей отправки в маркет;
- Создали API-сервисы для обработки запросов на новые заказы от маркета и предоставления данных ERP-системе;
- Внедрили функционал логирования и информирования о критичных ошибка при обменах. Если произойдет сбой, мы будем знать где произошел сбой, при каких данных и быстро отреагируем;
- Создали отчеты для сверки данных по товарным позициям в маркетплейсе и интернет магазине. Отчет представлен в 2-х вариантах: в виде отчет-таблицы для менеджеров и сверки данных в автоматическом режиме каждые 2 часа.
3. Тестирование и отладка процесса
Выкладка функционала на прод-окружение и тестирование на реальных данных. Предварительно мы залогировали максимальное количество кода, чтобы понимать, как ведет себя программа. Для этого использовали наш внутренний модуль для логирования данных.
В результате тестирования на основе данных логов и обратной связи от клиента у нас получился следующий список для доработок:
- некорректная передача данных при отрицательных остатках;
- API OZON не отдавала результат при печати маркировки с первого раза;
- некорректное SKU товара (1С может менять артикул на своей стороне);
- ошибка от API — too many requests, которая возникла с увеличением размера каталога;
- некорректная отработка загрузки изображений.
4. Развитие интеграционного решения
После отладки решения мы перешли к доработке процесса интеграции. Ниже рассказываем, что сделали на данном этапе.
Поменяли время вызовов узлов системы и доработали функции для удобства взаимодействия с ERP-системами.
Реализовали новые фичи: печать маркировки, работа с премиум-ценами, web-сервис получения трек-номера DPD ERP-системой. С увеличением размера каталога перенастроили запуск скриптов обмена.
Внедрили очереди выполнения и оптимизировали нагрузку, изменив фильтры выборки по дате изменения данных товара, а также разделив выгрузку на регулярную (на основе изменения товара в каталоге) и общую. Часть статичных данных перенесли на хранение в кэш. К такому решению пришли потому, что при увеличении количества товарных позиций в каталоге возникли проблемы со временем выполнения скриптов и превышением максимального количества запросов.
В результате у нас получилась следующая схема интеграции с маркетплейсами:
Технические нюансы интеграции с маркетплейсами
При разработке интеграционного решения нужно учитывать реальное количество товаров, которое будет представлено в каталоге. Например, вы тестировали код на 600 единицах, а выгрузили 6000. В результате недопустимое количество товаров в системе влечет некорректное отображение остатков и отмену заказов, что в свою очередь может вызвать санкции со стороны маркетплейса. Совет: максимально продумайте архитектуру и тестируйте код на реальном количестве товаров.
Создавайте архитектуру интеграционного решения так, чтобы было легко вносить изменения и доработки в узлы. Единую архитектура без разбивки сложно поддерживать — ошибка каком-либо месте кода ломает всю систему.
Результаты автоматизации
Разработка интеграционного решения заняла 4 месяца, в проекте приняли участие 5 специалистов: 2 с нашей стороны и 3 со стороны «Олант».
В результате мы минимизировали ручной труд, реализовав функционал бесперебойного экспорта товара. Теперь достаточно пометить нужные товары в 1С и они автоматически загрузятся на маркетплейс за 3−5 минут. Взаимодействие с 2 системати одновременно больше не требуется.
До автоматизации маркетологу приходилось составлять excel-файл и загружать его на площадку через личный кабинет. Чтобы внести одну позицию в документ требовалось 10 минут, в среднем на одной площадке размещено 3500 товаров. Таким образом работа, которую один сотрудник выполнял бы в течении 2,5 месяцев (для одного маркетплейса) теперь занимает 5 минут в автоматическом режиме.
Повысили скорость обновления данных: каждые 8−10 минут в автоматическом режиме за 5 минут актуализируется информация по остаткам и ценам каталога — по 3500 товаров в среднем в каждом маркете. Работы по улучшению этих показателей продолжаются. Для сравнения — в ручном режиме на эти действия уходило 30−40 минут на один маркетплейс. Таким образом мы в 40 увеличили скорость обновление данных, освободив для маркетолога 3,5 часа рабочего времени ежедневно.
Синхронизировали заказы между маркетплейсом, 1С-Битрикс и ERP-системой. Это позволило сократить влияние человеческого фактора и минимизировать время реакции на заказ с 30 до 5−10 минут.
Противопоказания для интеграции
Исходя из 2-х летнего опыта с маркетплейсами, Анатолий Тесля выделил несколько причин, по которым не стоит начинать интеграцию.
- У вас нет собственной торговой марки. Если вы официальный дистрибьютор без собственной марки, то, скорее всего, маркетплейс выйдет на производителя и будет сотрудничать с ним напрямую. Так выгоднее для площадки.
- У вас нет склада и налаженной системы логистики. Ни одна логистическая компания не заточена под работу интернет-магазина. Розничные заказы не собираются в режиме реального времени и придется серьезно перестраивать процессы.
- У вас нет понимания того, как работает маркетплейс. Ожидание, что товары продадутся без вашего участия, не оправдается. Роль продавца — это товарная экспертиза. Вы должны понимать аналитику маркетплейса, чтобы подстроить бизнес, уменьшить количество отказов, понять, что хочет потребитель и только тогда увеличите заказы.