Наш клиент, сеть магазинов для будущих мам и малышей «Олант», обратился с задачей — автоматизировать процесс взаимодействия интернет-магазина с маркетплейсами.

На момент обращения в компанию маркетолог «Оланта» вручную подключал, настраивал и выгружал товары на площадки. Мы разработали интеграционное решение, которое помогло сократить ручной труд и ежедневно экономить 3,5 часа рабочего времени маркетолога.

За первые полгода после интеграции с маркетплейсов было сделано более 40 000 заказов, что в 2 раза больше, чем до нее. При этом «Олант» не использует все маркетинговые возможности площадок и такой результат достигается только за счет размещения товаров на маркетплейсах и автоматизации процесса.

На примере Ozon расскажем в деталях о разработке и развитии интеграции с маркетплейсами.

Работа с маркетплейсами до автоматизации

До обращения в нашу компанию «Олант» самостоятельно начал работу с 7 маркетплейсами, которые были выбраны на основе показателей объема и оборота продаж в России.

В список вошли: Wildberries, Ozon, «Беру», Goods, Home Credit, Aliexpress, Joom.

С ростом количества площадок встал вопрос о найме еще 2–3 человек и увеличении расходов на персонал. Однако, это не исключало ошибок, связанных с человеческим фактором.

При обращении в нашу компанию клиент обозначил следующие проблемы при работе с маркетплейсами:

  • Добавление единицы товара вручную в excel-файл и его загрузка через личный кабинет маркетплейса.
  • Внесение в таблицу данных об одном товаре занимает 10 минут, на каждом маркетплейсе размещается по 3000+ товаров.
  • Ручная актуализация цен и информации об остатке товара.
  • Ручное отслеживание: нужно заходить и проверять поступающие заказы, переносить их в 1С и менять статус.
  • Жесткие условия маркетплейсов по срокам сборки и отмене заказов поставщиком. Превышение одного из показателей влечет бан.

Благодаря автоматизации в мае наш показатель отказов составил 1,7%, почти 100% заказов собираются в срок. Текущий показатель просрочки по сборке — 0,26%.


Анатолий Тесля
Основатель и директор по развитию сети «Олант»

Этапы интеграции

Проанализировав технические возможности и принцип работы маркетплейсов, мы приступили к разработке интеграционного решения. Стоит отметить, что ввиду особенностей каждой площадки схема будет отличаться. Например, для работы с Wildberries не требуется автоматизация процесса, поэтому «Олант» успешно работает с площадкой вручную.

1. Написание ТЗ

Написали техническое задание и сделали декомпозицию объемных задач для оценки сроков.

Синхронизацию каталога разбили на подзадачи:

  • описание методов API;
  • функционал экспорта товарных позиций;
  • функционал синхронизации данных у товаров;
  • синхронизации цен и остатков.

2. Разработка

На этапе разработки мы описали методы взаимодействия с API, а также написали функционал взаимодействия между системами.

Рассмотрим на примере маркетплейса Ozon, какие работы были проведены на данном этапе:

  1. Написали функционал для работы с API маркетплейса;
  2. Создали классы для выборки и обработки данных из интернет-магазина для последующей отправки в маркет;
  3. Создали API-сервисы для обработки запросов на новые заказы от маркета и предоставления данных ERP-системе;
  4. Внедрили функционал логирования и информирования о критичных ошибка при обменах. Если произойдет сбой, мы будем знать где произошел сбой, при каких данных и быстро отреагируем;
  5. Создали отчеты для сверки данных по товарным позициям в маркетплейсе и интернет магазине. Отчет представлен в 2-х вариантах: в виде отчет-таблицы для менеджеров и сверки данных в автоматическом режиме каждые 2 часа.

3. Тестирование и отладка процесса

Выкладка функционала на прод-окружение и тестирование на реальных данных. Предварительно мы залогировали максимальное количество кода, чтобы понимать, как ведет себя программа. Для этого использовали наш внутренний модуль для логирования данных.

В результате тестирования на основе данных логов и обратной связи от клиента у нас получился следующий список для доработок:

  • некорректная передача данных при отрицательных остатках;
  • API OZON не отдавала результат при печати маркировки с первого раза;
  • некорректное SKU товара (1С может менять артикул на своей стороне);
  • ошибка от API — too many requests, которая возникла с увеличением размера каталога;
  • некорректная отработка загрузки изображений.

4. Развитие интеграционного решения

После отладки решения мы перешли к доработке процесса интеграции. Ниже рассказываем, что сделали на данном этапе.

Поменяли время вызовов узлов системы и доработали функции для удобства взаимодействия с ERP-системами.

Реализовали новые фичи: печать маркировки, работа с премиум-ценами, web-сервис получения трек-номера DPD ERP-системой. С увеличением размера каталога перенастроили запуск скриптов обмена.

Внедрили очереди выполнения и оптимизировали нагрузку, изменив фильтры выборки по дате изменения данных товара, а также разделив выгрузку на регулярную (на основе изменения товара в каталоге) и общую. Часть статичных данных перенесли на хранение в кэш. К такому решению пришли потому, что при увеличении количества товарных позиций в каталоге возникли проблемы со временем выполнения скриптов и превышением максимального количества запросов.

В результате у нас получилась следующая схема интеграции с маркетплейсами:

Схема интеграции интернет-магазина с маркетплейсами


Технические нюансы интеграции с маркетплейсами

При разработке интеграционного решения нужно учитывать реальное количество товаров, которое будет представлено в каталоге. Например, вы тестировали код на 600 единицах, а выгрузили 6000. В результате недопустимое количество товаров в системе влечет некорректное отображение остатков и отмену заказов, что в свою очередь может вызвать санкции со стороны маркетплейса. Совет: максимально продумайте архитектуру и тестируйте код на реальном количестве товаров.

Создавайте архитектуру интеграционного решения так, чтобы было легко вносить изменения и доработки в узлы. Единую архитектура без разбивки сложно поддерживать — ошибка каком-либо месте кода ломает всю систему.

Разработать интеграцию полного цикла — задача сложная: в процессе возникают проблемы, которые нужно решить не порушив основную логику узлов системы. Поэтому мы выстроили кодовую базу таким образом, чтобы легко расширять ее новым функционалом, а также учли возможности для отладки — это помогает избежать ошибок при синхронизации после исправления багов.

В результате был сформирован «скелет» кодовой базы, который можно использовать для интеграции с любым маркетплейсом или сервисом.


Иван Шишкин
Старший программист

Результаты автоматизации

Разработка интеграционного решения заняла 4 месяца, в проекте приняли участие 5 специалистов: 2 с нашей стороны и 3 со стороны «Олант».

В результате мы минимизировали ручной труд, реализовав функционал бесперебойного экспорта товара. Теперь достаточно пометить нужные товары в 1С и они автоматически загрузятся на маркетплейс за 3–5 минут. Взаимодействие с 2 системати одновременно больше не требуется.

До автоматизации маркетологу приходилось составлять excel-файл и загружать его на площадку через личный кабинет. Чтобы внести одну позицию в документ требовалось 10 минут, в среднем на одной площадке размещено 3500 товаров. Таким образом работа, которую один сотрудник выполнял бы в течении 2,5 месяцев (для одного маркетплейса) теперь занимает 5 минут в автоматическом режиме.

Повысили скорость обновления данных: каждые 8–10 минут в автоматическом режиме за 5 минут актуализируется информация по остаткам и ценам каталога — по 3500 товаров в среднем в каждом маркете. Работы по улучшению этих показателей продолжаются. Для сравнения — в ручном режиме на эти действия уходило 30–40 минут на один маркетплейс. Таким образом мы в 40 увеличили скорость обновление данных, освободив для маркетолога 3,5 часа рабочего времени ежедневно.

Синхронизировали заказы между маркетплейсом, 1С-Битрикс и ERP-системой. Это позволило сократить влияние человеческого фактора и минимизировать время реакции на заказ с 30 до 5–10 минут.

Противопоказания для интеграции

Исходя из 2-х летнего опыта с маркетплейсами, Анатолий Тесля выделил несколько причин, по которым не стоит начинать интеграцию.

  1. У вас нет собственной торговой марки. Если вы официальный дистрибьютор без собственной марки, то, скорее всего, маркетплейс выйдет на производителя и будет сотрудничать с ним напрямую. Так выгоднее для площадки.
  2. У вас нет склада и налаженной системы логистики. Ни одна логистическая компания не заточена под работу интернет-магазина. Розничные заказы не собираются в режиме реального времени и придется серьезно перестраивать процессы.
  3. У вас нет понимания того, как работает маркетплейс. Ожидание, что товары продадутся без вашего участия, не оправдается. Роль продавца — это товарная экспертиза. Вы должны понимать аналитику маркетплейса, чтобы подстроить бизнес, уменьшить количество отказов, понять, что хочет потребитель и только тогда увеличите заказы.

Программирую и люблю молоко.
Пишу тексты про digital.
You May Also Like