Скорость загрузки интернет-магазинов: важность, кейс и рекомендации

Крупные IT-компании в разные годы проводили собственные исследования скорости загрузки. Вот что говорят эти исследования:

  • Google: «Если сайт загружается дольше трех секунд, 53% пользователей покинут его».
  • Яндекс: «По данным исследований, 70% людей не готовы ждать загрузки мобильного сайта более 2 секунд».
  • Аналитическое агентство SOASTA: «Каждая секунда задержки мобильной страницы снижает конверсию на 20%».
  • Google: «У мобильной страницы, скорость которой снизилась с 1 до 10 секунд, показатель отказа вырос на 123%».
  • Исследование Delloite: «Улучшение скорости загрузки на 0,1 секунду позволяет увеличить конверсию на 8,4% в тематике e-commerce».

Это очень общие цифры. Воспринимать их как идеальный ориентир не стоит. Тем не менее это данные официальных исследований, которые убеждают нас в том, что над скоростью загрузки сайта работать стоит и она важна для пользователей.

Влияние скорости загрузки на SEO

Ещё в 2018 году Google официально объявил, что скорость загрузки сайтов — один из факторов ранжирования. В 2021 году опубликовали единый стандарт Core Web Vitals. Он включает в себя конкретные показатели и критерии загрузки и рендеринга страницы, которые влияют на поисковую выдачу. Вот что говорят сотрудники Google в своем блоге:

  • Страница понизится в поисковой выдаче только в том случае, если она очень медленно загружается по сравнению с другими сайтами. Если ваша страница грузится за 5 секунд, а у конкурентов за 3 или 4 секунды, то оба сайта могут быть в топе. На первый план будут выходить другие факторы: поведенческие показатели, контент, авторитетность ресурса и т. д.
  • В мобильной выдаче скорость сайта сильно влияет на ранжирование. Как правило, на десктопе скорость интернет-канала у пользователей выше и стабильнее, поэтому этот фактор учитывается при ранжировании с десктопа не так сильно, как в mobile.
  • После работ по оптимизации скорости загрузки результаты в виде изменения позиций стоит ждать не ранее, чем через месяц.
  • Чтобы оценивать скорость загрузки, Google использует данные как своих тестов, так и реальных пользователей — на основе данных Google Analytics и браузера Chrome.
  • Показатели скорости загрузки, важные для UX, отличаются от показателей, которые нужны для сканирования и индексирования роботами. Чтобы быстрее проиндексировать сайт, роботы поисковых систем обращают внимание на быстрый ответ сервера и быструю отдачу содержимого страницы, а не на время рендеринга и стабильность взаимодействия со страницей. Последнее важно для реальных пользователей.

Кейс с интернет-магазином чемоданов

Наглядный пример — кейс с интернет-магазином чемоданов «Пан Чемодан».

У клиента возникла проблема: из-за высокой нагрузки на сервер сайт работал медленно — в первую очередь корзина. Для пользователей интернет-магазина это означало сложности с оформлением заказа. Для клиента — падение продаж.

В рамках работ над задачей клиента оптимизировали сервер, оптимизировали чекаут, доработали кэширование, сделали рефакторинг кода и оптимизировали запросы к базе, доработали логику.

В результате:

  • в 2 раза уменьшилось время ответа сервера,
  • на 35% увеличилась скорость загрузки корзины,
  • на 25% увеличилась посещаемость чекаута,
  • улучшились позиции сайта в выдаче.

На что еще влияет скорость загрузки страницы

Скорость загрузки важна по двум причинам:

  • Медленные сайты теряют клиентов. Чем дольше сайт загружается, тем выше желание уйти обратно в поиск.
  • Быстрые сайты имеют больше шансов занять более высокие позиции в органике.

Скорость загрузки также влияет на рост конверсии и уменьшение отказов.

Поисковые системы «наказывают» сайты, которые загружаются слишком долго. Клиенты и посетители перестанут возвращаться на такие сайты или оставят их, не дождавшись загрузки страницы. Так, теряется потенциал для привлечения клиентов, а значит и дохода.

Уменьшение отказов, повышение конверсии, позиции в выдаче — весомый аргумент, чтобы работать над оптимизацией скорости много и не покладая рук. Но не хочется, чтобы в результате наш разработчик выглядел вот так:

Изображение

Поэтому везде нужно включать здравый смысл: каждое дополнительное действие по оптимизации потребует все больше усилий, но будет давать все меньший и меньший прирост. Важно подходить к работам по оптимизации без фанатизма и ориентироваться на цифры.

Предлагаем еще несколько исследований в Рунете.

Overlead проанализировали 8 млн страниц и сделали следующий вывод: показатель отказов незначительно меняется, если контент отдается в районе 3−4 секунд, а страница целиком грузится в пределах 10 секунд. Если показатели хуже, ощущаются сильные изменения в отказах.

Компания SEO Rocket провела объемное исследование топа поисковой выдачи в разных тематиках: авто, одежда, туризм, недвижимость и др. В выборку попало около 10 тыс. страниц. Про сайты из топ-20 можно сделать такой вывод: пользователь, который сидит с телефона, видит первый контент в среднем за 2 секунды. При этом среднее время загрузки страниц — до 7 секунд. Чем дольше загрузка, тем больше взаимосвязаны скорость сайта и его позиция в поиске. На сайте SEO Rocket есть данные и графики по разным тематикам, их можно использовать в своей работе.

Компания loading.express сделала рейтинги по разным тематикам, обновляемые в реальном времени. Например, рейтинг «800 самых посещаемых интернет-магазинов» — посмотрим топ по посещаемости по данным Яндекс.Радар и антитоп по скорости загрузки. Они имеют такие пересечения:

Изображение
Данные Яндекс.Радар
Изображение
Антитоп по скорости загрузки

Мы видим, что бренды из списка самых посещаемых находятся в самом конце списка по скорости загрузки. И среднее время загрузки главной страницы составляет 40 секунд.

Имеем в виду эту информацию при работе с очень известными брендами. Но с менее популярными сайтами скорость загрузки сайта все-таки очень важна.

Как быстро должен грузиться сайт

Оптимальная скорость загрузки сайта — от 2 до 3 секунд до первого контента и от 7 до 10 секунд на полную загрузку. На этом можно остановиться. Дальнейшая оптимизация займет больше времени, чем принесет пользы. Не мучайте программистов, а лучше поработайте над удобством сайта, контентом и товарами, маркетинговыми механиками. Здесь надо быть осторожными, потому что медленная скорость сайта стоит на 2 месте в рейтинге самых раздражающих факторов в интернете. На 1 месте — всплывающие окна с рекламой, баннерами и лид-формами.

Изображение
Жанна Трофимова
CBDO
Зелёный свет?

Разработка и развитие интернет-магазинов

Мы помогаем увеличивать выручку интернет-магазинов за счет быстрой и отлаженной аутсорс-разработки, рекламы и аналитики.

16

лет работы

150+

проектов

100%

команды
в штате

90%

клиентов с нами
дольше 3 лет

Начать проект